Дата рождения: 09.07.1938
Интервью:
-
Лия Ахеджакова. Радиостанция БАЛТКОМ
О Сталине, Рязанове, молчании и палачах
2019-07-18 12:00 -
Лия Ахеджакова. Meduza
«Возраст — это такая сволочь»
2020-12-04 12:00
Выросла в театральной семье в Майкопе.
Отчим — Меджид Салехович Ахеджаков (15 мая 1914 — 3 января 2012) был главным режиссёром, мать Юлия Александровна — актрисой Адыгейского драматического театра. В фильме «Старые клячи» Лия с отчимом сыграли отца и дочь. В последние годы отчим Лии ослеп. Мать — Юлия Александровна Ахеджакова, умерла в 1990 году в возрасте 74 лет страдала открытой формой туберкулёза, умерла от рака. В десятилетнем возрасте, когда её мать и тётя умирали от туберкулёза, Лия написала письмо Сталину с просьбой о помощи, и редкое новое лекарство было доставлено.
1956 — поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года.
1962 — окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского в 1962 году (адыгейская студия, курс М. П. Чистякова).
1961 — с 1961 года в Московском ТЮЗе, в амплуа травести.
1977 — с 1977 года в театре «Современник». Одна из первых больших работ — спектакль «Квартира Коломбины» в постановке Романа Виктюка, где режиссёр поручил актрисе сразу четыре главные роли.
Сыграла на сцене множество разноплановых ролей. Стремление полнее реализовать свою индивидуальность привело её в середине 1990-х годов в частную антрепризу, где её ждал успех в спектакле по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень» (1997, режиссёр Борис Мильграм).
1973 — снимается в кино. Дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.
Признание пришло к актрисе после съёмок в фильмах Э. А. Рязанова, раскрывшего дарование актрисы. За роль Фимы в фильме «Небеса обетованные» (1991) — премия «Ника» в номинации «Роль второго плана» за 1991 год, по результатам опроса журнала «Советский экран» была названа лучшей актрисой 1991 года.
Валентин Гафт посвятил актрисе одну из своих эпиграмм: «Артистка Лия Ахеджакова // Всегда играет одинаково». По свидетельству Эльдара Рязанова, это двустишие задело Ахеджакову, и Гафту пришлось пояснить, что слово «одинаково» нужно понимать как «одинаково хорошо».